Доступная среда

Государственная программа «Доступная среда»

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года (Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлена до 2025 года).

Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы

Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Федеральные документы


Инклюзивное образование с реализацией программы "Доступная среда" в МБОУ "Томаровская СОШ №1"

В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

 

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов,

люди с детскими колясками и т.п.

Документы МБОУ "Томаровская СОШ №1"

Программа «Доступная среда»

Программа «Доступная среда» в МБОУ "Томаровская СОШ №1" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.

 

Программа «Доступная среда» обеспечивает:

  • создание в МБОУ "Томаровская СОШ №1" специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

Ожидаемые результаты:

  • позитивный эффект для уровня качества образования детей с ОВЗ, повышение качества их образования, успешная социализация в обществе;
  • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах,  выставках, конференциях различного уровня.

Задачи программы:

1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ.

2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта.

3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам.

4. Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ.

5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.

7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ.

 

 Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ:

1.     Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ.

2.     Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3.     Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательное учреждение.

 

 Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов:

1.     Сориентировать коллектив школы на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ.

2.     Повысить  профессиональную компетентность педагогов и специалистов.

3.     Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ.

 

 Задачи, ориентируемые на родителей детей с ОВЗ:

  • Информирование родителей о программе «Доступная среда», о создании  безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ.
  • Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ.
  • Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе «Доступная среда»:развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы;реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МБОУ "Томаровская СОШ №1" привлечет детей с ОВЗ, проживающих в п. Томаровка.

Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В 2020-2021 учебном году в школе продолжен многолетний 100% охват горячим питанием учащихся. Продукты , поставляемые в школьную столовую, идут без наценки.

В школе организовано питание школьников в соответствии с Положением об организации горячего питания и Положением о школьной столовой, режимом ОУ, календарным графиком, перспективным меню и требованиями СанПиН.

Приказом директора в школе:

1. организовано питание учащихся по 5-ти дневной неделе , в соответствии с десятидневным перспективным меню с обязательным ежедневным включением в рацион молока, меда, витаминизированных блюд, яблоко.

В школе 2 обеденных зала: 1 зал — рассчитан на 136 посадочных мест; 2 зал — рассчитан на 120 посадочных мест. Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства в УО.

Столы заблаговременно за 5-7 минут до конца урока накрывают сотрудники пищеблока. За каждым классом закреплены столы. Во время приема пищи в обеденном зале организовано дежурство педагогов.

Меню делится на возрастные категории. Большое внимание уделяется калорийности школьного питания. Используется примерное двухнедельное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора. Питание организовано с учетом требований щадящего питания с максимальным использованием овощей и фруктов. В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. Для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся школы, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.

Качество и технология приготовления блюд и изделий соответствует норме СанПиН. В работе школьная столовая опирается на требование территориального органа Роспотребнадзора. Выход блюд соответствует возрасту, калорийность рациона питания составляет 63-90 % установленного дневного рациона, калорийность от 1670 ккал до 2390 ккал. Технологические карты составлены правильно, соответствуют требованиям Роспотребнадзора. В меню включены только натуральные продукты, нормы питания по мясу, картофелю, овощам, фруктам соответствует СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в учреждениях». Запрещенных продуктов и блюд нет, при приготовлении предусматривается щадящая тепловая обработка. В эпидемиологическом плане меню безопасно и разнообразно. Оснащенность пищеблока и его работа соответствует СанПиН «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общепита и обороноспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

Персонал школьной столовой проходит специальную подготовку (ежегодно), все аттестованы на знание санитарно-гигиенических норм и правил. Медосмотр проходят регулярно.

Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением норм санитарно-гигиенического режима. Перед входом в помещение столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место, оборудованное сушилками для рук. В столовой большое внимание уделяется правильному хранению продуктов. В школе имеется: 2 холодильника, 1 морозильная камера, 1 холодильная камера, 1 холодильник для проб. Их наличие помогает сохранить качество продуктов до непосредственного их приготовления.

Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия, её совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика нашей школы.

Организация рационального питания школьников способствует достижению следующих основных целей:

— сохранение состояния здоровья школьников,

— уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе — улучшение репродуктивного здоровья;

-снижение риска развития сердечнососудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;

— рост учебного потенциала детей и подростков;

— улучшение успеваемости школьников;

— повышение их общего культурного уровня.

Школьная столовая на 100% укомплектована высококвалифицированными кадрами:

  • 1 шеф-повар;
  • 2 повара;
  • 3 подсобных рабочих кухни.

Все работники столовой регулярно проходят курсы повышения квалификации.

Влажная уборка обеденного зала проводится после каждого приема пищи с выполнением санитарно-эпидемиологических требований.

Условия охраны здоровья обучающихся,  в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

  1. В учреждении лицензирован медицинский кабинет. Кабинет оснащен в соответствии с требованиями.
  2. Заключен договор с ОГУЗ «Томаровская ЦРБ» №157 от 01.09.2020 г. на оказание первой медицинской помощи несовершеннолетним на базе медицинского кабинета школы и (или) на базе Томаровской ЦРБ. Согласно договору в учреждении работает медицинская сестра Томаровской ЦРБ.
  3. В определенных законом кабинетах и лабораториях имеются медицинские аптечки первой помощи.
  4. Для профилактических прививок и прививок в соответствии с календарем прививок ведется работа с родителями о предоставлении согласия на прививки.
  5. Для детей с ОВЗ и инвалидов в соответствии с заключением ЦПМПК или ТПМПК, рекомендациями ИПРА оказывается логопедическая и (или) психологическая помощь.
  6. Разработаны инструкции по охране труда и технике безопасности в кабинетах. Проводятся инструктажи по технике безопасности в классах, в особых кабинетах и на особых предметах, при подвозе на школьном транспорте, во время пребывания в учреждении.
  7. Разработан паспорт безопасности учреждения, имеется пожарная декларация и паспорт антитеррористической деятельности.
  8. Учреждение оснащено  видеокамерами, видеонаблюдением внутренним (2 камеры) и наружным (6 камер), системой автоматической пожарной сигнализации, тревожной кнопкой, выводом на ЕДДС, необходимым количеством огнетушителей, кошмой. Охрану здания и пребывающих в ней детей и сотрудников осуществляют: в дневное время – вахтер, в ночное время – сторожа.
  9. В целях антитеррористической защищенности территория школы огораживается металлической изгородью.
  10. Контролируется въезд на территорию школы транспорта: издан приказ о перечне ТС, которым разрешен въезд, ведется учет в спецжурнале въезжающего на территорию транспорта.
  11. Совершается систематический обход территории школы с целью обеспечения безопасности, регулярно проводится контроль работоспособности телефонов связи с дежурной частью ОМВД России по Яковлевскому району.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ  в учебной и во внеурочной деятельности,  в исследовательской и проектной деятельности; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. С 2019 года функционирует обновлённый официальный сайт школы: https://tom1.yak-uo.ru/ где размещена необходимая информация для участников образовательного процесса.

 

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют педагог-психолог, классный руководитель, учитель-логопед, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя  работу психолого-медико-педагогического консилиума;  выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов;  организация педагогического взаимодействия.

В системе  работы следующие формы:

1.     проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;

2.     проведение  малых педагогических советов, административных советов;

3.     ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;

4.     посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;

5.     разработка методических  рекомендаций учителю;

6.     диагностика, коррекция, профилактика;

7.     обследование школьников  по запросу родителей;

8.     оказание психологической поддержки педагогам.

Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия с детьми с ОВЗ работают по адаптированным программам.

 


 

 

Рекомендации учителям

 

 Памятка "Советы родителям детей с ОВЗ"

 

1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу), психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем.

2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром.

3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку.

4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения.

5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям.

6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения.

 

Дата последнего изменения: 17 Июн 2021 14:27