Рада приветствовать Вас на страничке логопеда. Если Вы здесь, то это означает, что Вас интересуют вопросы, связанные с развитием речи и исправлением недостатков устной и письменной речи.
Эта страничка будет интересна:
- заботливым родителям дошкольников и школьников, заинтересованным в успешности своих детей,
- учителям, логопедам.
Учитель-логопед: Бандалетова Альбина Серверовна
Образование: высшее, Ленинградский Ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени А. И. Герцена, дефектологический факультет, отделение логопедии, 1988 год
Педагогический стаж: 31 год
Стаж в должности учителя-логопеда: 31 год
Основной целью организации логопедической деятельности в школе является: своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией.
Основные задачи учителя – логопеда:
Основные направления работы учителя – логопеда.
1. Общее обследование речи учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженность имеющегося дефекта.
2. Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся).
3Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.
4Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений.
5. Взаимосвязь и взаимодействие учителя-логопеда с родителями.
6. Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов.
7Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями, логопедами и врачами – специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.
Контингент учащихся, имеющих нарушения речи:
Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленным им нарушением чтения и письма.
Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное им нарушение чтения и письма.
Учащиеся с фонетическим нарушением.
Логопед и родители — партнеры.
Взаимодействие логопеда и родителей — необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
Уважаемые родители, обращайтесь за помощью своевременно! Если ребенок пришел в школу с нарушенным звукопроизношением, то процесс усвоения им чтения и письма значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи.
Обращаем ваше внимание на то, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период. Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришел в первый класс, с непоставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется – у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя непоставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
В начале учебного года первоклассники и другие учащиеся начальных классов проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка. По результатам обследования учитель-логопед проводит зачисление в логопункт.
Учитель-логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 — 3 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 35 — 40 минут.
Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или параллельных, или смежных классов (например, 2 — 3-х классов). В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно — дидактического материала.
Рекомендуемая наполняемость групп для логопедических занятий – 4 — 6 обучающихся.
В первую очередь зачислению в логопедический пункт подлежат учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний поосновным разделам школьной программы (дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием).
Одновременно в логопедическом пункте может заниматься не более 25 человек. Зачисление на занятия в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Выпуск обучающихся производится в течение всего учебного года после устранения у них речевых дефектов.
График работы
Понедельник |
12.00 – 16.00 |
Вторник |
12.00 – 16.00 |
Среда |
12.00 – 16.00 |
Четверг |
12.00 – 16.00 |
Пятница |
12.00 – 16.00 |
Консультации проводятся в понедельник – пятница с 15.30 – 16.00
Этапы развития речи.
2-3 месяца: гуление (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»);
7-9 месяцев: лепет (произнесение одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»);
9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;
11-13 месяцев: появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов («папа», «мама», «баба», «дядя»);
2-3 года: появляются первые предложения;
Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.
Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».
Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.
Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Представьте себе, что речь ребенка — это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным!
Признаки нарушений речи:
к концу 1-ого месяца ребенок не кричит перед кормлением;
к концу 4-ого месяца не улыбается, когда с ним говорят и не гулит;
к концу 5-ого месяца не прислушивается к музыке;
к 7-ому месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
к концу 9-ого месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
к концу 10-ого месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
к 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
к году 4-м месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
к году 9-ти месяцам не может произнести 5-6 осмысленных слов;
к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;
к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;
в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить, какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;
в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения;
Виды дефектов речи
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.
Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист.
В современной психологии выделяются два типа нормального развивающихся с точки зрения речи детей: говоруны и молчуны.
«Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
«Молчуны» склонны к созерцательности. Новая обстановка требует для них адаптации. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы малыша. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2-3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Итак, логопед поставил вашему малышу диагноз.
Что же он обозначает.
Дислалия — это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия — нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия- это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание — нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 — 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Профилактика заикания:
Алалия — это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
моторная алалия — ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
сенсорная алалия — ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужих слов (вместо ответа на вопрос малыш повторяет сам вопрос).
Мутизм — прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
общий мутизм — ребенок не говорит вообще;
избирательный мутизм — своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм — состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Особенности:
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, которые указывают на системные нарушения речевой деятельности:
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонетов языка при ОНР:
1-ый уровень — полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
многие звуки не произносятся;
2-й уровень
Особенности:
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
Причины нарушений речи:
Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.
Возможные причины:
Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Рекомендации по проведению занятий
Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать малышу.
Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу. Как говорят, терпение и труд все перетрут. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов.
Удачи вам и терпения!