Психолого-педагогическая служба

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Десять подсказок родителям:

как понять поведение ваших подрастающих детей

 

  1. Рискованные поступки являются нормальной частью взросления подростков. С их помощью молодежь обычно определяет и развивает свою индивидуальность. Разумный риск является ценным опытом.
  2. Разумное рискованное поведение, положительно влияющее на развитие молодежи, включает спортивные состязания, развитие художественных и созидательных способностей, добровольную деятельность, путешествия, школьные инициативы, поиск новых друзей, конструктивный вклад в семью или общество и другие. В любом из этих видов деятельности существует вероятность неудачи. Родители должны осознавать это и поддерживать своих детей в случае неудачи.
  3. Негативное рискованное поведение, которое может быть опасным для молодежи, включает употребление спиртных напитков и наркотиков, курение, нарушение правил уличного движения, опасные сексуальные действия, беспорядочную еду, нанесение повреждений самому себе, уход из дома, воровство, участие в деятельности шайки и другие.
  4. Неразумное рискованное поведение может проявиться как бунт или жест недовольства, направленный против родителей. Однако рискованные поступки, разумные или неразумные, просто являются частью усилий подростков в поисках своей идентичности путем самоопределения и отделения от других, включая родителей.
  5. Иногда поведение молодежи бывает обманчивым. Подростки могут честно пытаться совершить поступок, связанный с разумным риском, который оборачивается опасными последствиями. Например, многие взрослеющие девочки не замечают ловушки, чрезмерно увлекаясь диетами, и неупорядоченная еда в некоторых случаях приводит к полному расстройству питания. Родителям следует быть хорошо информированными, чтобы помочь своим детям в этой борьбе.
  6. К числу настораживающих признаков опасного рискованного поведения молодежи принадлежат такие психологические проблемы, как длительная депрессия или тревога, выходящие за пределы типичной для подростков смены «настроений», проблемы в школе, вовлечение в противозаконные действия и целый ряд неразумных рискованных поступков. Например, курение, выпивка и нарушение правил уличного движения могут происходить в одно и то же время, равно как и нарушение питания и нанесение себе телесных повреждений или бегство из дома и воровство.
  7. Поскольку молодежь испытывает потребность в рискованных поступках, родители должны помочь им научиться отличать разумный риск от неразумного. Разумные рискованные поступки важны не только сами по себе, они помогают предотвратить неразумные рискованные поступки.
  8. Для объяснения своих неразумных рискованных поступков молодежь часто ссылается на примеры друзей и семью, включая родителей. Родители часто помалкивают о собственных рискованных поступках и экспериментах. Однако очень важно найти способы поделиться этой информацией с подростками, чтобы она служила им моделью поведения и чтобы они знали, как исправить ошибки. Это воодушевит их на более разумный выбор по сравнению с тем, который сделали родители в пору своей молодости.
  9. Молодежь ищет у своих родителей совета и примера того, как оценить положительный и отрицательный исход рискованного поступка. Родителям необходимо помочь своим детям научиться оценивать риск и предвидеть последствия своего выбора, а при необходимости – направлять энергию подростков на разумную деятельность.
  10. Родители должны постоянно обращать внимание и на собственное поведение. Подростки наблюдают и подражают им, даже не осознавая это.

 

Рекомендации для родителей

по предотвращению ухода детей из дома

  1. Не допускайте, чтобы споры перерастали в словесные битвы. Большинство угроз, связанных с побегами, являются последним аргументом ребёнка в жарком споре с родителями. Поэтому старайтесь не спорить до такой степени, когда вы и ребёнок запугиваете друг друга.
  1. Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы. Не провоцируйте ребёнка на побег из дома и не попрекайте его неспособностью жить вне семьи. Объясняйте, что хотите, чтобы он жил вместе с вами, потому что любите его, а не потому, что должны заботиться о нём.
  2. Всегда принимайте всерьёз любую угрозу ребёнка относительно побега из дома. В подавляющем большинстве ситуаций ребёнок, угрожающий убежать, не может покинуть свой дом. Просто он чувствует себя отвергнутым, или ему не совсем комфортно у себя дома. Угроза убежать, в сущности, выражает потребность в признании, любви и благосклонном отношении. Если не обращать внимания на такую угрозу, то подросток может не только почувствовать себя вдвойне отвергнутым, но и ощутить двойную решимость совершить побег или сделать что-то нехорошее. Поэтому никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьёз угрозу побега. Немедленно сообщите ему спокойно и твёрдо, что не хотите этого побега, что это будет большим несчастьем для вас, и вы сделаете всё возможное, чтобы этого не случилось.
  3. Предложите ребёнку другие пути решения. Когда ребёнок откровенно высказывает угрозу побега, спросите, нет ли другого выхода из этой проблемы. Если у него нет альтернатив, нужно дать ему возможность побыть некоторое время отдельно от семьи, посетить какого-нибудь родственника.
  4. Без колебаний начинайте предпринимать меры, когда увидите, что побег произошёл. Часто родители думают, что пройдёт время и ребёнок остынет и вернётся. Эта тактика основана на благих намерениях, но всё же рискованна. Каждую минуту, когда ребёнок думает, что за него никто не беспокоится, его переполняют отрицательные эмоции. Некоторые добровольно возвращаются домой, но они подвергают себя большой опасности. Так что нужно сразу начинать действовать.
  5. Когда ребёнок вернётся домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся. Убедите вашего ребёнка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.
  6. При любой возможности старайтесь избегать наказания ребёнка за побег из дома. Наиболее вероятно, что он будет чувствовать смущение оттого, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление, что вам пришлось переживать за него. Расценивайте такую обстановку как сигнал, что с вашей стороны необходимо больше уделять внимания ребёнку, и ищите подходы.

 

Рекомендации родителям:

как сформировать положительные привычки

у подростка.

 

Уважаемые родители!

Нам с вами очень хотелось бы, чтобы у наших детей преобладали только положительные привычки. Но так в реальной жизни не бывает. Нужно помочь своим детям преодолеть плохие привычки. Для этого необходимо следовать определенным правилам:

  1. Объясните своему ребенку, что положительная привычка – это капитал человека. Чем больше человек накопит положительных привычек, тем лучше он сможет устроить свою жизнь и жить на проценты с этого капитала.
  2. Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка появились положительные привычки, требуйте от него давать обязательства отказаться от старой привычки, идите с ним на пари, спорьте, вызывайте у него азарт отказаться от старого и дурного.
  3. Заставляйте своего ребенка постоянно тренировать новую привычку, создавая для этого необходимые условия.
  4. Провоцируйте своего ребенка к проявлению новой привычки, выражая на словах искусственное неверие в его силы.
  5. Не напоминайте ему всякий раз о том, что он обладал или обладает дурными привычками.
  6. Если хотите, чтобы дурные привычки ребенка были искоренены, вступайте с ним в гласное соревнование по их преодолению.
  7. Учите своего ребенка бороться с порочной фразой: «Начинаю с понедельника новую жизнь».
  8. Радуйтесь успехам своего ребенка в достижении цели.
  9. Ненавязчиво демонстрируйте ему успехи других людей в борьбе с дурными привычками.
  10. Помните! Взрослым бороться со своими пороками гораздо труднее!

Чем еще вы можете помочь своему ребенку

стать зрелой личностью

В разговоре с подростком честно высказывайте свое мнение о наркотиках и наркомании, выразив свои собственные чувства в отношении этой проблемы. Заметьте, именно чувства, а не рассудочные и часто холодные суждения.

Начинайте обсуждать тему наркотиков, не дожидаясь первых признаков неблагополучного положения или возникновения, такой проблемы, так как может оказаться, что уже слишком поздно.

Вот перечень некоторых вопросов, которые следует обсудить в кругу семьи:

1) Почему некоторые люди принимают наркотики.

2) Существует ли безопасный способ приема наркотиков.

3) Причины злоупотребления наркотиками среди молодежи.

4) Медицинские и социально-правовые последствия употребления наркотиков.

5) Что необходимо предпринять, чтобы избежать втягивания в процесс употребления наркотиков.

6) Как отказаться от употребления наркотика.

  1. Отвечайте на вопросы заинтересованно, размышляйте вслух, не опасаясь признать своих сомнений и даже непонимания тех или иных моментов.
  1. Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей вашего ребенка. Поддерживайте, а по возможности и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.).
  2. Научите подростка ценить свою уникальность и неповторимость, делайте акцент на том, что в обществе ценятся и заслуживают всеобщего уважения именно чем-то непохожие на остальных, «выделяющиеся», особенные люди.
  3. Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Дайте ему понять, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить делать то, что ему не нравиться. Дайте несколько советов, как можно отказаться от настойчивых предложений, посоветуйте, что можно сказать в подобных ситуациях.

 

Рекомендации родителям

по гармоничному развитию взаимоотношений

с детьми переходного возраста

 

Дети должны четко осознавать, что отсутствие зависимости от табака, алкоголя и наркотиков в будущем поможет приобрести хороших друзей и занять лучшее положение в обществе. Для того чтобы стать успешным в жизни, дети должны научиться эффективно общаться, уметь взаимодействовать в коллективе и выбирать друзей, не имеющих зависимости от алкоголя или наркотиков.

Приемы, применяемые родителями для поощрения ребенка к откровенности.

Родители должны поощрять ребенка к откровенности и оказывать на него влияние. Существует пять приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей.

Прием 1. Покажите вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей:

  1. демонстрируйте ребенку, что вы слышите, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т. д.);
  1. позвольте ребенку выражать его собственные чувства;
  2. докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.), но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют «языку тела», всегда полагайтесь на «язык тела».

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это может быть ваша улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно и саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, отражающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не верю!» и т. п.

Принципы, которыми должны руководствоваться родители для того, чтобы повысить самоуважение ребенка и помочь ему сказать «нет» наркотикам.

Как родители могут повысить самоуважение ребенка и помочь ему сказать «нет» наркотикам. Предрасположенность к употреблению алкоголя и наркотических средств непосредственно связана с уровнем самоуважения. Исследования психологов свидетельствуют, что страдающие алкоголизмом или злоупотребляющие наркотиками обычно имеют низкое самоуважение. Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет», когда им предлагают алкоголь и наркотики.

Существует пять принципов формирования самоуважения ребенка.

Принцип 1. Хвалите и одобряйте ребенка даже за небольшие успехи и достижения, показывайте ему свое удовлетворение и гордость за его правильные и хорошие поступки и делайте это чаще. Не увлекайтесь критикой понапрасну. Упорство вашего ребенка и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.

Принцип 2. Помогайте вашему ребенку выбирать и ставить перед собой реальные цели.

Принцип 3. Оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, лучше сказать: «Лазить по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем: «Ты не должен лазить по заборам – это глупо» (или: «Так делают только дураки»).

Принцип 4. Дайте вашему ребенку реальную, но посильную для него ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Это позволит ему чувствовать себя нужным для семьи, научит быть ответственным. Ребенок, который имеет в семье постоянное поручение, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.

Принцип 5. Показывайте ребенку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова «Я люблю тебя» помогут ребенку ощущать ваше хорошее отношение к себе.

Принципы, которые могут предотвратить приобщение ребенка к употреблению алкоголя и наркотиков.

Семейные идеалы и ценности, привитые в раннем детстве, могут помочь ребенку сказать «нет» наркотикам.

Принцип 1. Рассказывайте о своих личных или религиозных установках и убеждениях, касающихся предупреждения пьянства и потребления наркотиков.

Принцип 2. Имейте собственные оригинальные суждения, принимайте решения самостоятельно, а не потому, что «так делают все».

Принцип 3. Относитесь с уважением к сохранению своего здоровья и ведите здоровый образ жизни.

 

 

Для родителей

Материалы по информационной гигиене

Неделя психологии

Сегодня, 18 апреля 2022 года, началась в МБОУ «Томаровская СОШ №1» неделя психологии.

В настоящее время отмечается большой объем учебной и внеучебной нагрузки, нехватка времени для усвоения, переработки информации, повсеместное использование компьютерной техники детьми.  Это является стрессовыми факторами не только для ребенка, но и для взрослого человека. Для реализации цели и задач системы воспитания и образования необходимо использовать технологии, способствующие формированию здоровой и гармоничной личности ребенка.

Начало проведения недели психологии было посвящено созданию положительного эмоционального настроения и атмосферы принятия каждого, закрепление навыков понимания эмоционального состояния другого и умений выражать свои эмоции.  Неделя открылась проведением в 6 и 8 классах проведением тренингового занятия «Властелин своих эмоций».

Дети с большим удовольствием принимали участие в тренинге. Показывали  свое эмоциональное состояние в через повадки животных, предметов, чтение стихотворения в различных ролях, угадывали эмоции других детей, описывали свои эмоции с помощью литературных произведений.

19 апреля – прошел второй день «Недели психологии». Педагогом-психологом – Балабанюк В.А.  были проведены психологические игры  с элементами тренинга «Эффективные способы разрешения конфликтов» для учащихся 6 «Б» класса, 8 «В», 9 «А» класса. Данные тренинговые занятия содействовали в осознании обучающимися  своего поведения в конфликте, формированию умения позитивно разрешать конфликты. Учащиеся с большим интересом участвовали  в беседе и во всех играх и упражнениях. При этом эмоциональный фон повысился, учащиеся вышли с игры воодушевленные  с желанием еще продолжить  изображать своей идеальной страны. 
 

Прошел очередной день психологии в школе. Учащиеся старших классов участвовали в тренинговом занятии «Перспектива». Тренинг был направлен на развитие позитивной Я концепции у подростков, формирование активной позиции, интереса к себе и своим ресурсам. В процессе тренинга учащиеся ощутили ценность собственной личности, осознали свои возможности в построении временной перспективы жизни. Дети строили свое будущее, придумывали преграды для их разрешения. Учащиеся с большим желанием принимали участие в тренинге. В конце тренинга, учащимся было предложено подарить друг другу пожелания на этот день, поместили все в коробку, а затем каждый брал пожелание. Все остались довольны.

Дата последнего изменения: 22 Апр 2022 15:39